Вы здесь

Обзор по применению законодательства Российской Федерации в сфере признания социально ориентированных некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг

 

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 01.01.2017 в законодательство Российской Федерации введен институт некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок получения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной некоммерческой организации исполнителя общественно полезных услуг, являются: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункты 2.1 и 2.2 статьи 2, статьи 311 и 314; далее - Закон о некоммерческих организациях);

постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» (далее - постановление № 1096);

постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 №89 «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» (далее - постановление № 89).

Для получения некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг организация с учетом пункта 2.2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях должна соответствовать следующим условиям:

 быть социально ориентированной некоммерческой организацией; на протяжении одного года и более оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества;

не являться некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Из указанного определения некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг следует, что основу таких организаций составляет институт социально ориентированной некоммерческой организации.

Социально ориентированными некоммерческими организациями, в свою очередь, признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение  социальных  проблем,  развитие  гражданского  общества  в  Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 311 указанного федерального закона. Исключение составляют государственные корпорации, государственные компании, политические партии.

Некоммерческая организация  является  социально ориентированной  некоммерческой организацией в случае осуществления ею видов деятельности (одного, нескольких или всех), указанных в статье 311 Закона о некоммерческих организациях.

Учитывая, что признание некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг влечет возникновение у организации определенного объема прав и обязанностей, в том числе имущественного характера, исполнителем общественно полезных услуг может быть признана только организация, обладающая правоспособностью юридического лица.

Процедура получения социально ориентированной некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг состоит из двух этапов.

Оценка качества оказания общественно полезных услуг (I этап).

С 25.11.2017  в  связи с введением  в статью 314 Закона о некоммерческих организациях пункта 2.1, а также внесением изменений в постановление № 89 оценка качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом пункта 6 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением № 89 (далее - Правила) в соответствии с их компетенцией и приложением 3 к Правилам.

В соответствии с пунктом 6 Правил, оценка качества оказания общественно полезных услуг осуществляется с учетом следующего разграничения полномочий:

федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией в отношении социально ориентированной некоммерческой организации, оказывающей одну общественно полезную услугу на территории более половины субъектов Российской Федерации, и (или) получившей финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета в связи с оказанием ею общественно полезных услуг;

территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в отношении иных социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заключение о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее - заключение о соответствии качества) выдается по форме в соответствии с приложением № 2 к Правилам на бланке органа, осуществляющего оценку качества оказания общественно полезных услуг, подписанном заместителем руководителя федерального органа

исполнительной власти, руководителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8 Правил).

Аналогичные правила оформления заключения о соответствии качества применяются при выдаче территориальными органами Минюста России заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг по содействию в предоставлении бесплатной юридической помощи.

При разграничении полномочий в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг внутри территориальных органов следует учитывать следующее.

В соответствии с подпунктами  4  пунктов  8  Положения об  Управлении  Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста  России  от  03.03.2014 № 26, и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, начальники территориальных органов Минюста России распределяют обязанности между своими заместителями и утверждают положения о структурных подразделениях территориальных органов.

 Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по разработке административного регламента по оценке качества общественно полезной услуги по содействию в предоставлении бесплатной юридической помощи является Минюст России (Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой).

Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг (11 этап).

Имеющееся нормативное правовое регулирование связывает приобретение социально ориентированной некоммерческой организацией статуса исполнителя общественно полезных услуг с фактом внесения сведений о ней в одноименный реестр.

Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и ведение реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - реестр) осуществляется Минюстом России, с 25.11.2017 - также территориальными органами Минюста России.

Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра утверждены постановлением № 89.

Указанные решения принимаются с учетом принципа разделения полномочий между Минюстом России (центральным аппаратом) и его территориальными органами по аналогии с государственной регистрацией некоммерческих организаций (пункт 2 Правил).

Перечень документов, подлежащих представлению в Минюст России и его территориальные органы для признания организации исполнителем общественно полезных услуг, предусмотрен пунктом 3 Правил и является исчерпывающим.

Такими документами являются:

а)            заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (далее - заявление) по форме согласно приложению № 1 к Правилам;

б)           заключение о соответствии качества по форме согласно приложению № 2 к Правилам.

В настоящее время срок действия заключения о соответствии качества законом не определен. Срок, в течение которого некоммерческая организация должна представлять заявление о признании ее исполнителем общественно полезных услуг, планируется предусмотреть Административным регламентом по предоставлению Минюстом России государственной услуги по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Заключения о соответствии качества, выданные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией до 25.11.2017, являются действительными.

С учетом положений пунктов 6 и 7 постановления № 89 установление факта наличия (отсутствия) у организации задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, осуществляется на этапе выдачи заключения о соответствии качества. На этапе принятия Минюстом России и его территориальными органами решений о признании некоммерческих организаций исполнителями общественно полезных услуг проверка данных сведений не осуществляется, документы, подтверждающие отсутствие указанных задолженностей, в территориальные органы Минюста России на этом представлению не подлежат.

Исходя из форм заявления и заключения о соответствии качества, утвержденных постановлением № 89, наименования общественно полезных услуг в данных документах подлежат указанию в соответствии с Перечнем общественно полезных услуг, утвержденным постановлением № 1096 (далее - Перечень).

Общественно полезные услуги, включенные в Перечень, имеют следующую структуру:

самостоятельные услуги (например, услуга по предоставлению социального обслуживания в форме на дому, предусмотренная пунктом 1 Перечня);

Во втором примере первый абзац пункта 10 Перечня обозначает группу услуг, то есть наименование общей услуги, а последующие — виды услуг.

Указание в заявлении и заключении о соответствии качества вида услуг без наименования общей услуги не является основанием для принятия территориальным органом Минюста России решения об отказе в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

При этом в заявлении и заключении о соответствии качества недопустимо указывать:

наименования общественно полезных услуг, не соответствующие Перечню (например, в сокращенном или измененном виде);

наименования общих услуг без конкретных видов услуг (одной, нескольких или всех видов услуг). Такое оформление документов влечет отказ в признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг на основании подпункта «в» пункта 12 Правил.

Дословное включение в устав некоммерческой организации формулировок, используемых для обозначения видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и оказываемых ими общественно полезных услуг, предусмотренных постановлением № 1096, не требуется.

Принимая во внимание установленный порядок признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, в том числе пункт 12 Правил, оценка указанных в заявлениях и заключениях общественно полезных услуг на предмет их соответствия уставным целям и предмету деятельности организаций, территориальными органами Минюста России не осуществляется.

 

15 августа 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).