Вы здесь

Рекомендации по принятию устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)

 

Рекомендации по принятию устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)

 

 Рекомендации по принятию устава
(муниципального правого акта о внесении изменений в устав)

 

I ЭТАП. Разработка проекта устава (муниципального правового акта о внесении изменений в Устав)

 

 

 

С инициативой внесения изменений в устав муниципального образования могут выступать:
— население;
— представительный орган поселения;
— глава муниципального образования.

 

При разработке проекта муниципального правового акта о внесении изменений необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости принятия изменений в устав.

 

Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста муниципального правового акта о внесении изменений, использовать общепринятые правовые конструкции (например, статью 5 изложить в следующей редакции: «текст новой редакции»; статью 6 исключить (или признать утратившей силу) ; в части 3 статьи 4 исключить слова «текст» или заменить слова «текст» на слова «текст» и т.д.).

 

При внесении изменений в целях избежания ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

 

Таким образом, муниципальный правовой акт — это общее понятие, которое охватывает все акты, составляющие систему муниципальных правовых актов. В ряде случаев на государственную регистрацию предоставляются решения, которые именуются как муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав. На основании положений, закрепленных частью 3 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. В этой связи, рекомендуем в названии вида акта использовать следующую формулировку — «Решение о внесении изменений и дополнений в Устав … … поселения».

 

 

 

II ЭТАП. ОПУБЛИКОВАНИЕ (ОБНАРОДОВАНИЕ) ПРОЕКТА УСТАВА ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ  В УСТАВ

 

Соблюдение требований, предусмотренных статьями 28 и 44
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

 

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней (т.е. между днем обнародования и днем принятия должно пройти более 30 дней) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом  порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Во всех остальных случаях, проведение публичных слушаний является обязательным этапом при принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав, поскольку проведение публичных слушаний по проекту устава (муниципального правового акта о внесении изменений) преследует цель ознакомления населения с этими документами и получения возможных предложений и дополнений.

 

Следовательно, должны быть назначены публичные слушания (сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний также подлежат опубликованию (обнародованию).

 

 Следует отметить, что на основании пункта 10 части 1 статьи 44 и части 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом поселения должен определяться порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, в том числе и способ доведения до сведения населения текста устава (муниципального правого акта о внесении изменений в устав) — опубликование либо обнародование. При этом под опубликованием понимается помещение полного текста документа в специальных печатных изданиях, признанных официальными в уставе муниципального образования (в уставе необходимо указывать наименование печатного издания). Под обнародованием понимается доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, по каналам связи, развешивание на информационных стендах, распространение в машинописной форме путем рассылки текста устава (текста решения о внесении изменений в устав) в органы государственной власти, государственные учреждения, библиотеки и иные общественные организации.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что постоянное изменение федерального законодательства требует частого внесения изменений и дополнений в уставы поселений. В этой связи, в целях уменьшения материальных затрат бюджетных средств поселений на опубликование проектов и уже зарегистрированных муниципальных правовых актов, рекомендуем избрать и определить в уставе поселения как способ доведения до сведения — обнародование.

 

 III ЭТАП. НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПОСЕЛЕНИЯ

 

С момента опубликования (обнародования) проекта устава (муниципального правого акта  о внесении изменений в устав) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава на заседании представительного органа должно пройти не менее 30 дней(более 30 дней допускается).

 

IV ЭТАП. ОПУБЛИКОВАНИЕ (ОБНАРОДОВАНИЕ) ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ

 

В соответствии с положениями, закрепленными частью 4 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

 

 V ЭТАП. Принятие устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав)

 

Устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав) муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной (не фактической) численности депутатов муниципального комитета муниципального образования. При оценке правомочности состава муниципального комитета за основу берется численность депутатов, установленная в уставе поселения, даже если по каким-то причинам один из депутатов (или несколько) сложил свои полномочия и фактически не может исполнять свои обязанности.

 

В большинстве случаев, при принятии решения о принятии устава (решения о внесении изменений) за основу берется проект, опубликованный (обнародованный) ранее, поэтому на данном этапе возможно учитывать изменения или дополнения только в рамках опубликованного (обнародованного) проекта, а также учитывать предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний.

 

 VI ЭТАП. Оформление устава (решения о внесении изменений) и направление документов на регистрацию

 

Устав (решение о внесении изменений) должен быть подписанглавой поселения пронумерован, прошит и скрепленпечатью муниципальногокомитетана оборотной стороне. Следует обратить внимание, что решение о приятии устава (решения о внесении изменений) предоставляется отдельно, к уставу (решению о внесении изменений) не подшивается! Данное решение подписывается председателем муниципального комитета.

 

На документах, поступивших на регистрацию не должно содержаться печати администрации поселения.

 

Документы, необходимые для регистрации устава.

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований») в течение 15 дней со дня принятия устава на государственную регистрацию направляются  следующие документы:

 

1) устав муниципального образования, подписанный главой, с пронумерованными страницами, прошитый и скрепленный печатью представительного органа муниципального образования на оборотной стороне, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, подписанное председателем представительного органа муниципального образования (в 2-х экземплярах);

 

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят устав муниципального образования в 1 экземпляре;

 

4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования  в 1 экземпляре.

 

Документы, необходимые для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 15 дней со дня принятия решения о внесении изменений в устав на государственную регистрацию направляются, а также на магнитном носителе) следующие документы:

 

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, подписанный главой муниципального образования, с пронумерованными страницами, прошитое (если более 1 страницы), скрепленный печатью муниципального комитета на оборотной стороне), решение представительного органа либо решение схода граждан о принятии муниципального правового акта  о внесении изменений в устав муниципального образования, подписанное председателем представительного органа  (в 2-х экземплярах);

 

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят муниципальный правовой акт о внесении изменений устав муниципального образования в 1 экземпляре;

 

4) сведения об источниках и о датах опубликования (обнародования) проекта решения о внесении изменений в устав муниципального образования, а также сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту  (в случае если проведение публичных слушаний предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в 1 экземпляре.

 

 VII этап. государственная регистрация

 

Государственная регистрация включает в себя: проверку муниципального правового акта  о внесении изменений в устав на предмет соответствия устава (решения о внесении изменений) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними уставом и законам Приморского края; проверку соблюдения установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава  и наличия коррупциогенных факторов (муниципального правового акта о внесении изменений).

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава (решения о внесении изменений) поселения принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

 

В случае регистрации уставу (муниципальному правовому акту о внесении изменений) присваивается регистрационный номер, соответствующие сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

 

Зарегистрированный устав (решение о внесении изменений) выдается главе муниципального образования лично (представителю по доверенности) или направляется заказной почтой в течение 5 дней со дня регистрации.

 

VIII этап. опубликование (обнародование) устав/муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав

 

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образований подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования),  за исключением изменений и дополнений, внесенных в устав поселения изменяющих структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, которые вступают в силу после истечения срока полномочий муниципального комитета поселения, принявшего решение о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

 

 IX этап. Предоставление сведений об опубликовании (обнародовании) устава/муниципального правового акта о внесении изменений в устав

 

 В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Приморского края.

 

Предоставляется копия газеты или письмо с указанием даты, № и названия газеты, в которой был опубликован устав (решение о внесении изменений). В случае обнародования необходимо указать дату и вид обнародования (например, указать в какие учреждения был направлен устав (решение о внесении изменений) для обнародования).

 

17 августа 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).